ЕЖЕДНЕВНО  С 8:00 ДО 22:00


​100 лет со дня рождения Н.Л. Михайлова


100 лет со дня рождения Н.Л. Михайлова

8 декабря исполняется 100 лет со дня рождения ученого, селекционера, цветовода Николая Леонидовича Михайлова.

Николай Леонидович посвятил работе в Главном ботаническом саду почти 40 лет – с 1949 по 1988 год – и внес огромный вклад в развитие сиреневодства и розоводства не только в нашей стране, но и в мире.

Юность Николая началась в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. В 1941 году десятиклассник Михайлов, скрыв свой возраст, ушёл на фронт добровольцем. Защищая Москву, получил ранение в руку. После госпиталя, школы младших командиров и курсов подготовки начсостава, лейтенант Михайлов возвращается в строй. В 1943 году в боях под Смоленском будущий ученый получает тяжелейшую контузию и многочисленные раны, после чего проводит полгода в госпиталях, борясь за жизнь. Весной 1944 года лейтенант Михайлов, комиссованный по инвалидности, вернулся в Москву. Для него, двадцатилетнего офицера, война уже закончилась.

Проработав год военруком в школе, он поступает в Тимирязевскую сельхозакадемию на плодоовощной факультет. Когда же, спустя три года на факультете открылось отделение декоративного садоводства, Николай Михайлов переходит туда, мечтая о создании прекрасных садов и парков, благодаря которым исчезнут с лица земли все раны, нанесённые ей войной. Преддипломную практику он проходит в Главном ботаническом саду АН СССР, а в 1949 году, после окончания ТСХА по специальности «декоративное садоводство», получает распределение сюда на работу.

Николай Леонидович начал работать в ГБС АН СССР сначала в должности техника, затем старшего лаборанта, младшего научного сотрудника, а с 1974 года – старшего научного сотрудника отдела цветоводства (ныне Лаборатория декоративных растений). Под руководством Ивана Ивановича Штанько, тоже бывшего фронтовика, он погружается в интереснейшую работу по созданию уникальных коллекций роз и сирени, которые через некоторое время становятся одними из лучших в мире. Большое внимание при создании Сирингария в Главном ботаническом саду Николай Леонидович уделял сохранению сортов селекционера Л.А. Колесникова, к которому часто ездил в сад на Соколе.

Знакомство с Леонидом Колесниковым, который не только щедро делился секретами своего мастерства, но и передал Главному ботаническому саду около 50 своих лучших культиваров, подвигло Н.Л. Михайлова на создание собственных сортов. В результате трудами Николая Леонидовича выведено 14 сортов сирени. В Сирингарии можно увидеть сорта, выведенные под руководством Н.Л. Михайлова – 'Космос', 'Мулатка', 'Скромница', 'Аметист-2', 'Век', 'Останкино', 'Шереметев' и другие.

Наряду с большой работой по интродукции, ученый проводил исследования, связанные с разработкой более совершенных приемов культуры интродуцированных растений. На основании накопленных материалов Николай Леонидович в 1968 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Биологические основы подбора и выращивания подвоев для штамбовых роз».

Им опубликовано более 30 научных работ. Такие обобщающие работы по итогам интродукции, как «Розы» и «Сирень», «Розарий Главного ботанического сада АН СССР», получили известность в СССР и за рубежом. Многочисленные статьи, брошюры и книги, написанные Н.Л. Михайловым, являются и сегодня незаменимым справочным пособием для всех сиреневодов и розоводов.

В 1977 году за выдающиеся заслуги Николай Леонидович был удостоен высшей награды Международного общества сирени – «Золотой ветки сирени».

Сорок лет преданного служения двум королевам наших садов – розам и сирени, привели к серьезным достижениям и мировому признанию. Созданная им сирень покорила сердца ценителей не только на родине, но и в Англии, Канаде, США и даже в Австралии, на далёкой Тасмании. Все выведенные им сорта включены в Международный реестр и являются жемчужинами коллекций многих ботанических садов.

После ухода на пенсию Николай Леонидович проявлял живой интерес к деятельности отдела, помогал советом и делом, до последних дней общался со своими последователями. До своего 100-летнего юбилея он не дожил всего четыре года.

Светлая память о нем остается в сердцах сотрудников ГБС РАН.